Часто задаваемые вопросы по Указу Президента Республики Беларусь от 25 января 2024 г. № 32 «Об автомобильных перевозках пассажиров»
1) Разъясните порядок действий перевозчика (диспетчера) для включения сведений в Реестр?
Указ Президента Республики Беларусь от 25 января 2024 г. № 32 «Об автомобильных перевозках пассажиров» предусматривает создание государственного информационного ресурса «Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении», в который согласно части второй пункта 1 данного Указа включаются сведения об автомобильных перевозчиках, о транспортных средствах (автобусах, легковых автомобилях, автомобилях-такси), о водителях транспортных средств, выполняющих автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении, а также о диспетчерах автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении и диспетчерах такси.
Порядок формирования и ведения Реестра установлен Положением о государственном информационном ресурсе «Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении», утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 августа 2024 г. № 565.
Пунктом 4 данного Положения установлено, что для каждого заинтересованного лица в реестре создается личный кабинет пользователя, вход в который осуществляется с использованием личного ключа электронной цифровой подписи, сертификат соответствующего открытого ключа которого издан республиканским удостоверяющим центром Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь. Подача заявления на включение сведений в Реестр осуществляется посредством портала «Е-Паслуга» (далее – портал). Информация по услугам с кодом 548.5.34. размещена в открытом доступе в разделе «ГАИ, транспорт» портала по ссылке: https://e-pasluga.by/services/gai-transport
2) Какие предъявляются требования к водителям и транспортным средствам для включения в Реестр?
Требования к транспортным средствам, установлены Главой 2 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972, требования к водителям, выполняющим перевозки пассажиров – Главой 3 данных Правил, при этом новых требований к транспортным средствам и водителям Указом № 32 не установлено. Следует учитывать то, что вышеуказанные требования к транспортным средствам и водителям обязательны для соблюдения субъектами хозяйствования и диспетчерами в настоящее время.
3) Что значит обязанность диспетчера размещать информационные ресурсы на территории Республики Беларусь? Что будет с такими диспетчерами, если их признают диспетчерами или они сами себя признают, и не разместят ресурсы на территории Республики Беларусь?
В соответствии с нормами Указа № 32 доступ к таким ресурсам будет ограничен в случае передачи заказов. Более того перевозчики и водители, которые будут работать с таким ресурсом, будут заниматься незаконной предпринимательской деятельностью. Ответственность предусмотрена для всех сторон.
4) Обязан ли водитель автомобиля-такси не реже одного раза в 5 лет повышать квалификацию водителей категории «В»?
Согласно части 1 пункта 22 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 972, водители должны не реже одного раза в пять лет повышать квалификацию по единым программам повышения квалификации водителей транспортных средств соответствующей категории. Указанное требование Правил распространяется в отношении всех водителей, задействованных при выполнении автомобильных перевозок пассажиров, в том числе автомобилями-такси.
После повышения квалификации водители получают свидетельство о повышении квалификации водителей механических транспортных средств.
Также необходимо отметить, что мероприятие фактически заключается в повышении квалификации, полученной ранее в ходе предоставления права на управление транспортными средствами соответствующей категории, в связи с чем и сроки повышения имеющейся квалификации должны исчисляться от момента ее первоначального появления.
При этом в случае, если с даты выдачи водительского удостоверения прошло менее 5 лет, то проходить повышение квалификации по соответствующей категории не требуется.
Таким образом, Указ № 32 не вводит дополнительных требований к водителям в части обучения и повышения квалификации.
5) Обязан ли водитель автомобиля-такси проходить иное обучение, кроме повышения квалификации водителей категории «В»?
Согласно части 2 пункта 22 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 972 водители, выполняющие автомобильные перевозки пассажиров автомобилями-такси, должны пройти обучение в рамках образовательной программы обучающих курсов в соответствии с программой, утверждаемой Министерством транспорта и коммуникаций, в учреждениях образования, иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
По окончании обучения водитель получает сертификат об обучении (подпункт 1.65 пункта 1 постановления Министерства образования Республики Беларусь от 19.08.2022 № 274, пункт 26 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 972).
6) Какие учреждения предоставляют курсы повышения квалификации водителей соответствующей категории и лиц, ответственных за организацию и выполнение автомобильных перевозок?
Услуги по повышению квалификации водителей транспортных средств соответствующей категории, лиц, ответственных за организацию и выполнение автомобильных перевозок, оказываются учреждениями образования и иными организациями, имеющими сертификат соответствия Национальной системы подтверждения соответствия. Реестр Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь размещен в глобальной компьютерной сети Интернет по адресу https://tsouz.belgiss.by/#!/nsps/certifs/
Для отбора выданных организациям сертификатов соответствия необходимо в поисковой строке «Наименование объекта оценки соответствия» создать запрос «Оказание услуги по повышению квалификации водителей». Также, перечень организаций, которым предоставлено право на оказание услуг по повышению квалификации водителей транспортных средств соответствующей категории, а также лиц, ответственных за организацию и выполнение автомобильных перевозок, находится в общем доступе на официальном сайте Государственного комитета
по стандартизации https://gosstandart.gov.by/ Для отбора сертификатов соответствия, выданных учреждениям образованиям (организациям) на услуги по повышению квалификации водителей транспортных средств, лиц, ответственных за организацию и выполнение автомобильных перевозок, необходимо использовать вкладку «Разделы», далее «Оценка соответствия», выбрать строку «Единый реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии», указать страну «Республика Беларусь» и выбрать вкладку «Сертификаты соответствия и декларации о соответствии НСПС». Далее, для отбора выданных организациям сертификатов соответствия, необходимо в поисковой строке «Наименование объекта оценки соответствия» создать запрос «Оказание услуги по повышению квалификации водителей».
7) Если компания нанимает перевозчика для перевозки своих сотрудников на деловое мероприятие (презентация, деловая встреча, рекламный тур для туроператоров, инспектирование санаториев и т.д.), должна ли она арендовать автобус, включенный в реестр, или услуги по перевозке могут оказываться лицами, не входящими в реестр?
В статье 4 Закона Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» указано, что автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении включают в себя следующие виды автомобильных перевозок пассажиров: автомобильные перевозки пассажиров автомобилями-такси; автомобильные перевозки предварительно организованной заказчиком автомобильной перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении группы пассажиров к месту их работы, учебы, проведения массовых мероприятий, а также в связи со служебной командировкой и (или) обратно из таких мест, автомобильные перевозки, выполняемые в целях организации туристических путешествий, в том числе экскурсий, проведения свадебных, юбилейных и иных торжеств, ритуальных обрядов; автомобильные перевозки, выполняемые в целях транспортного обслуживания государственных органов (организаций) в случаях, предусмотренных законодательством; иные виды автомобильных перевозок пассажиров, установленные Советом Министров Республики Беларусь. В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Республики Беларусь от 25января 2024 г. № 32 «Об автомобильных перевозках пассажиров» в реестр включаются сведения: об автомобильных перевозчиках, осуществляющих автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении, в том числе автомобилями-такси (далее – автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении), включая самостоятельно выполняющих прием и передачу заказов на выполнение автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси (далее – автомобильные перевозчики); о транспортных средствах (автобусах, легковых автомобилях, автомобилях-такси), используемых для оказания услуг по выполнению автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении; о водителях транспортных средств, выполняющих автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении (далее – водители); о диспетчерах автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении; о диспетчерах такси. Таким образом, автомобильная перевозка работников сторонней организации на деловое мероприятие (презентация, деловая встреча, рекламный тур для туроператоров, инспектирование санаториев и т.д.), является автомобильной перевозкой пассажиров в нерегулярном сообщении, в связи с чем сведения о водителях и транспортных средствах должны быть включены в реестр.
8) Закон предусматривает, что юридическое лицо (туроператор) может арендовать авто с водителем. Должен ли туроператор (в данном случае – арендатор) включить этот автомобиль с водителем в реестр, поскольку предоставляет услугу по перевозке в рамках тура? Может ли туроператор, арендовав авто с водителем, перевозить туристов, не включая водителя и автомобиль в реестр, поскольку не является перевозчиком? Может ли ИП арендовать авто с экипажем?
В соответствии со ст. 603 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – Гражданский кодекс) по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации. В соответствии со ст. 606 Гражданского кодекса члены экипажа являются работниками арендодателя. При этом сведения о транспортных средствах и водителях включаются в реестр автомобильным перевозчиком. Таким образом Транспортная инспекция полагает, что для выполнения автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении заключение договора аренды транспортного средства с экипажем является невозможным.
9) Как пассажиру идентифицировать автомобиль-такси, стоящий на стоянке, как транспортное средство, легально осуществляющее перевозки пассажиров и внесенное в реестр?
Реестром будет предусмотрена для пассажира возможность осуществить проверку посредством введения регистрационного знака транспортного средства и времени перевозки. В дальнейшем в реестр будут включатся сведения от диспетчеров о переданных заказах с установлением для него ответственности за невключение данной информации. В автоматическом режиме информация будет сопоставляться с транспортными средствами, находящимися в реестре, и устанавливать нарушителей.
10) Какую ответственность несет диспетчерская служба, если у водителя не работает либо отсутствует таксометр при передаче заказа? Останутся ли магниты для автомобилей такси либо они должны будут оклеены пленкой? Можно ли обязать службы такси передавать заказы на транспортные средства, оформленные в соответствии с законодательством, при этом не имеющим дополнительной оклейки службы такси?
Диспетчер в соответствии с положениями Указа № 32 и планируемым порядком работы реестра будет нести ответственность за то, что передает заказы транспортным средствам и водителям, которые не включены в реестр. На боковых поверхностях автомобиля-такси должна находится полоса желтого цвета. Это вопрос не только безопасности, но и необходимость выделить транспортное средства, в том числе и для возможности его заказа непосредственно пассажиром. При этом договорные отношения не могут отменять норм законодательства. Диспетчеры не имеют права отменить обязательные требования, предъявляемые к внешнему оформлению автомобиля-такси, но могут дополнительно в рамках договорных отношений и законодательства о рекламе предусмотреть брендирование транспортных средств.
11) Законны ли будут действия автомобильных перевозчиков, самостоятельно обеспечивающих себя заказами посредством мессенджеров Viber и Телеграм, которые не попадают под категорию электронной информационной системы?
Такая деятельность будет являться незаконной.
12) Порядок использования автомобиля-такси в личных нуждах.
Статьей 1 Закона Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» определено, что автомобиль-такси – транспортное средство, используемое для автомобильных перевозок пассажиров и соответствующее требованиям, установленным Правилами автомобильных перевозок пассажиров.
Согласно пункту 237 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 972, автомобильный перевозчик должен обеспечить нахождение принадлежащих ему транспортных средств при межсменном хранении на специально предназначенных для этого охраняемых стоянках либо на территории иных организаций, оказывающих услуги по хранению транспортных средств.
Подпунктом 194.13 пункта 194 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» (далее – ПДД), запрещается участие в дорожном движении транспортного средства с внешне видимыми наклейками (изображениями), кроме размещаемых в установленном порядке опознавательных знаков транспортных средств, предусмотренных в приложении 5 к ПДД, трафаретов, выставленных на ветровом или боковом стекле транспортного средства оперативного назначения, рекламы, информации о принадлежности транспортного средства соответствующей организации (индивидуальному предпринимателю).
Учитывая изложенное, выполнение физическим лицом автомобильных перевозок для своих личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности с использованием транспортного средства, имеющего внешне видимые элементы оформления автомобилей-такси, является нарушением ПДД.
13) Почему в Указе нет четкого определения диспетчера?
Определения «диспетчер автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении» и «диспетчер такси» установлены статьей 1 Закона Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»:
диспетчер автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении - юридическое лицо, оказывающее услуги по организации и управлению технологическим процессом выполнения автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении (за исключением автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси) на определенной территории, включая прием и передачу заказов на выполнение автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, справочно-информационные, консультационные и иные сопутствующие услуги, в том числе с использованием средств электросвязи и глобальной компьютерной сети Интернет;
диспетчер такси - юридическое лицо, оказывающее услуги по организации и управлению технологическим процессом выполнения автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси, включая прием и передачу заказов на выполнение автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси, справочно-информационные, консультационные и иные сопутствующие услуги, в том числе с использованием средств электросвязи и глобальной компьютерной сети Интернет, в частности посредством электронной информационной системы.
14) Основание и период приостановления нахождения в реестре транспортных средств, водителей, и перевозчиков
Основания и период приостановления нахождения сведений в реестре установлен подпунктом 2.7 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 25 января 2024 г. № 32 Об автомобильных перевозках пассажиров»
15) Обязательно ли заключать трудовой договор с водителем, либо можно составить гражданско-правовой договор?
Перевозчик обязан заключить с водителем трудовой договор, иных форм оформления трудовых отношений перевозчика с водителем в настоящее время не установлено.
16) Какой тип страховки нужен для автомобиля-такси?
Пунктом 163 Указа Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530
«О страховой деятельности» установлено, что если страхователь использует свое транспортное средство в качестве такси или для перевозки пассажиров, он должен заключить договор внутреннего страхования (договор комплексного внутреннего страхования) по типу такси (А6 – для легковых автомобили-такси) и уплатить страховой взнос в соответствующем размере.
17) К какой информации будет установлен доступ в реестре для перевозчиков?
Пунктом 28 Положения о государственном информационном ресурсе «Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении» утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 августа 2024 г. № 565 предусмотрено, что автомобильный перевозчик через личный кабинет пользователя имеет доступ к сведениям реестра:
в отношении касающихся его сведений, а также привлеченных к автомобильным перевозкам пассажиров транспортных средств, водителей, с которыми заключены трудовые договоры, - в объеме сведений, содержащихся в реестре, предусмотренных в пунктах 7 - 9, подпунктах 14.2 и 14.3 пункта 14 данного Положения (за исключением сведений о серии, номере и дате выдачи свидетельства о регистрации транспортного средства, его собственнике, адресе собственника), а также сведений о периодах эксплуатации транспортных средств и работы водителей, указанных иными автомобильными перевозчиками;
в отношении диспетчера автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, диспетчера такси, с которым заключен договор об оказании услуг диспетчера автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, договор об оказании услуг диспетчера такси, - о полном наименовании диспетчера автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, диспетчера такси, учетном номере плательщика, наименовании используемых при приеме и передаче заказов информационных систем и ресурсов, знаков обслуживания, товарных знаков, а также номерах телефонов;
в отношении транспортного средства или водителя с использованием данных о регистрационном знаке транспортного средства, а также фамилии, собственном имени, отчестве (если таковое имеется), дате рождения водителя - о сроке приостановления нахождения в реестре сведений, дате исключения из реестра сведений либо об отсутствии такой информации;
в отношении информационной системы или ресурса, номера телефона с использованием данных о номере свидетельства, а также дате государственной регистрации в Государственном регистре информационных систем и Государственном регистре информационных ресурсов, номере телефона - о сроке приостановления либо дате исключения из реестра таких сведений в отношении диспетчера автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, диспетчера такси, автомобильного перевозчика либо об отсутствии такой информации.
18) Имеет ли право водитель автомобиля-такси отказать в перевозке пассажиров с детьми при отсутствии детских удерживающих устройств и иных средств (бустеров, специальных подушек для сидения, дополнительных сидений)? Обязателен ли выбор пассажирами тарифа «детский» при заказе автомобиля-такси для перевозки детей?
В соответствии со статьей 27 Закона Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. № 278-3 «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее - Закон № 278-3) автомобильные перевозки пассажиров автомобилями-такси относятся к автомобильным перевозкам пассажиров в нерегулярном сообщении и выполняются на условиях публичного договора.
Согласно статье 20 Закона № 278-3, договор автомобильной перевозки пассажира считается заключенным с момента посадки пассажира в транспортное средство.
В соответствии с пунктом 164 Правил, водитель автомобиля-такси обязан в том числе, выполнять автомобильные перевозки пассажиров автомобилями-такси, заказы на выполнение которых переданы диспетчером такси или с использованием электронной информационной системы.
В соответствии с пунктом 178 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. №551 (далее - ПДД), в автомобиле-такси допускается перевозить детей без использования детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, иных средств (бустеров, специальных подушек для сидения, дополнительных сидений), позволяющих безопасно пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности.
При этом, с учетом изложенных норм законодательства выбор пассажирами тарифа «детский» перед осуществлением заказа на перевозку детей автомобилями-такси не является обязательным, так как указанные перевозки при соблюдении действующих нормативных правовых предписаний могут выполняться без детских удерживающих устройств и иных средств (бустеров, специальных подушек для сидения, дополнительных сидений).
Статьей 31 Закона № 278-3 определены основания для отказа от исполнения договора автомобильной перевозки пассажира. При отсутствии законных оснований автомобильный перевозчик (его представитель) не вправе отказаться от исполнения договора автомобильной перевозки.
Поскольку отсутствие детских удерживающих устройств и иных средств (бустеров, специальных подушек для сидения, дополнительных сидений) не является основанием для отказа пассажирам в перевозке автомобилем-такси, действия водителя в таком случае будут неправомерны. Более того, необоснованный отказ в выполнении перевозки пассажиров водителем автомобиля-такси является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 18.26 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
19) Имеет ли право водитель автомобиля-такси отказать в перевозке пассажиров с животным(и)? Обязателен ли выбор пассажирами функции «перевозка домашнего животного» при заказе автомобиля-такси для перевозки с животными?
В соответствии с пунктом 169 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972 (далее - Правила) пассажир автомобиля-такси имеет право в том числе, провозить домашних животных (собак, кошек и других животных) и птиц в клетках, ящиках, мешках или сумках с водонепроницаемым адсорбирующим дном. Собака в наморднике и на коротком поводке может перевозиться пассажиром не моложе 16 лет (собака потенциально опасной породы перевозится только совершеннолетним пассажиром). При этом пассажир принимает на себя ответственность в случае порчи имущества автомобильного перевозчика.
Пассажир автомобиля-такси может иметь иные права, установленные настоящими Правилами, иными актами законодательства и договором автомобильной перевозки пассажира.
Согласно пункту 224 Правил пассажир обязан в том числе:
при автомобильной перевозке собаки или кошки обеспечить наличие жетона и регистрационного свидетельства животного с отметкой ветеринарного врача о вакцинации против бешенства, а в установленных случаях - ветеринарного свидетельства или ветеринарной справки;
соблюдать санитарные нормы при автомобильной перевозке домашних животных (собак, кошек и других животных) и птиц;
возместить в установленном законодательством порядке автомобильному перевозчику и (или) другим пассажирам ущерб, причиненный собственными неосторожными или умышленными действиями.
С учетом изложенных норм законодательства применение пассажиром тарифа с дополнительной функцией «перевозка домашнего животного» в ходе выполнения перевозки пассажиров автомобилями- такси не является обязательным, так как указанные перевозки могут выполняться с соблюдением нормативных правовых предписаний без применения данного тарифа. Таким образом, водитель вправе отказать в перевозке пассажира с животным в случае несоблюдения пассажиром вышеуказанных требований Правил.
При этом выбор пассажиром тарифа с дополнительной функцией «перевозка домашнего животного» не является основанием для отказа пассажиру в перевозке автомобилем-такси, действия водителя в таком случае будут неправомерны.
20) Имеет ли право водитель автомобиля-такси перевозить несовершеннолетних детей без сопровождения взрослых?
Порядок выполнения перевозок пассажиров автомобилями-такси регламентирован главой 9 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972 (далее - Правила). При этой данными Правилами и Правилами дорожного движения, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 (далее - ПДД) ограничения по возрасту для самостоятельной поездки в автомобиле-такси не установлены.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 224 Правил пассажир обязан в том числе, обеспечить сопровождение при городских и пригородных автомобильных перевозках ребенка до 7 лет, при междугородных перевозках - до 14 лет и при международных - до 16 лет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) установлено, что за несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати лет (малолетних) сделки, за исключением указанных в пункте 2 данной статьи, могут совершать от их имени только их законные представители - родители, усыновители или опекуны.
Пунктом 2 статьи 27 ГК установлено, что несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать:
1) мелкие бытовые сделки;
2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгод, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;
3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или свободного распоряжения.
Учитывая вышеизложенное, перевозка в автомобиле-такси несовершеннолетних пассажиров без сопровождения взрослых действующим законодательством в области транспортной деятельности не запрещена.
Дополнительно информируем, что в соответствии с Законом Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-ХII «О правах ребенка» родители (опекуны, попечители) обязаны сопровождать детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в период с двадцати трех до шести часов вне жилища либо обеспечивать их сопровождение совершеннолетними лицами.
21) Существует ли возможность не вводить запрет на оформление гражданско-правовых отношений между водителями и перевозчиками при осуществлении перевозок пассажиров?
Частью второй пункта 28 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972 (далее – Правила № 972), предусмотрено, что перевозчик, за исключением индивидуального предпринимателя, выполняющего перевозки пассажиров самостоятельно без привлечения наемных работников, должен нанять водителей.
По трудовому договору работник в процессе выполнения своей трудовой функции обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, установленным у нанимателя, соблюдать правила охраны труда, при необходимости проходить медицинское освидетельствование или осмотр.
Предметом договора между перевозчиком и водителем является трудовая деятельность водителя. Работа водителя, в свою очередь, носит систематический характер, предполагает личное выполнение перевозки водителем без возможности привлечения иных лиц к выполнению данной работы. Отношения между перевозчиком и водителем такси обладают признаками трудовых отношений.
Гражданско-правовыми договорами процесс труда исполнителя заказчиком не регламентируется. Исполнитель сам организует свою работу, сам определяет время начала и окончания ежедневной работы, распределяет время работы и ее продолжительность по своему усмотрению.
Гражданско-правовые договоры применяются для выполнения конкретной работы, направленной на получение конечного результата, и применяются для выполнения определенных разовых работ.
При заключении перевозчиком и водителем гражданско-правового договора имеет место подмена трудовых отношений гражданско-правовыми.
В соответствии с пунктом 36 Генерального соглашения между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2019 – 2021 годы (продлено на 2022 – 2024 годы) не допускается подмена трудовых отношений заключением договоров гражданско-правового характера на выполнение работ, которые согласно законодательству о труде должны осуществляться на основании трудового договора.
Заключение трудового договора позволяет работнику пользоваться всеми материально-социальными гарантиями, предусмотренными законодательством о труде и коллективными договорами организаций, в том числе по минимальной заработной плате, трудовым и социальным отпускам.
Наличие трудовых отношений с водителями позволяет обеспечить соблюдение ими режима рабочего времени, вопросов охраны труда, проведения предрейсовых медицинских осмотров, социальной защиты.
Трудовые отношения могут быть как в рамках основного места работы, так и в рамках работы по совместительству.
Справочно: согласно статье 343 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) совместительство – выполнение работником в свободное от основной работы время оплачиваемой работы у того же (внутреннее совместительство) или у другого (других) нанимателя (нанимателей) (внешнее совместительство) на условиях другого трудового договора.
Обязательным условием выполнения работы по совместительству является наличие у работника основной работы. При наличии у работника трудовых отношений новые трудовые отношения (в период наличия первых) будут являться работой по совместительству.
Заключение трудовых договоров по совместительству с несколькими нанимателями допускается, если иное не установлено законодательными актами.
Справочно. Ограничения работы по совместительству установлены статьями 255 и 348 ТК.
Для работы по совместительству согласия нанимателя по месту основной работы не требуется, за исключением случаев, предусмотренных ТК и иными законодательными актами.
Проектом постановления Совета Министров Республики Беларусь
«О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 25 января 2024 г. № 32» уточняется норма об обязанности перевозчика заключать с водителем трудовой договор.
22) Существует ли возможность водителям автомобилей-такси становиться плательщиками налога на профессиональный доход (НПД)?
Согласно части четвертой пункта 1 статьи 22 Гражданского кодекса Республики Беларусь (вступает в силу с 01.10.2024) перечень видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве самостоятельной профессиональной деятельности, определяется Советом Министров Республики Беларусь. Соответственно плательщиками налога на профессиональный доход (НПД) признаются физические лица, осуществляющие виды деятельности по указанному перечню (далее – самозанятые).
Профессиональным доходом признается доход физических лиц от деятельности, при осуществлении которой они не имеют нанимателя и не привлекают иных лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, если иное не установлено законодательными актами.
Законом Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», Правилами автомобильных перевозок пассажиров, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972, устанавливается ряд требований к выполняющим автомобильные перевозки пассажиров водителям и перевозчикам, при соблюдении которых можно гарантировать обеспечение безопасности выполнения перевозок.
Ответственность за организацию работы по обеспечению безопасного выполнения перевозок пассажиров возлагается на руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся перевозчиками.
Справочно: статьей 34 Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 313-З «О дорожном движении» установлена обязанность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по обеспечению безопасности дорожного движения.
Законодательством устанавливается ступенчатая система: с одной стороны - обеспечение безопасности выполнения перевозок, с другой стороны - ответственность, предусматривающая наложение повышенных санкций на перевозчика или его ответственных лиц за невыполнение требований законодательства.
Возможность допуска к выполнению перевозок пассажиров физических лиц - самозанятых исключает ступенчатую систему обеспечения безопасности перевозок пассажиров, и ведет к снижению степени ответственности за невыполнение установленных требований законодательства в части безопасности перевозок, что в последующем усматривается в увеличении дорожно-транспортных происшествий.
В отношении социальной защиты, самозанятые подлежат обязательному государственному социальному страхованию и уплачивают взносы на пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь путем уплаты НПД.
В связи с отсутствием нанимателя, нормы Трудового кодекса и законодательства об охране труда в отношении самозанятых не применяются. В этой связи, обеспечение соблюдения режима труда и отдыха, охраны труда, проведения предрейсовых медицинских осмотров в отношении таких физических лиц невозможно.
23) Возможно ли предусмотреть отдельное регулирование для владельцев электронных информационных систем?
Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» владелец программно-технических средств, информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей - субъект информационных отношений, реализующий права владения, пользования и распоряжения программно-техническими средствами, информационными ресурсами, информационными системами и информационными сетями в пределах и порядке, определенных их собственником в соответствии с законодательством.
Законом Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон № 278-З) к субъектам правоотношений в сфере перевозок пассажиров автомобилями-такси отнесены: диспетчер такси, автомобильный перевозчик автомобилями-такси, в том числе автомобильный перевозчик, самостоятельно выполняющий прием и передачу заказов на выполнение перевозок автомобилями-такси при помощи средств электросвязи и глобальной компьютерной сети Интернет.
Закон № 278-З четко определил функционал и понятие диспетчера такси. В соответствии с Законом № 278-З диспетчером такси является юридическое лицо, оказывающее услуги по организации и управлению технологическим процессом выполнения автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси, включая прием и передачу заказов на выполнение автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси, справочно-информационные, консультационные и иные сопутствующие услуги, в том числе с использованием средств электросвязи и глобальной компьютерной сети Интернет, в частности посредством электронной информационной системы.
Справочно: согласно статье 1 Закона № 278-З электронная информационная система - информационная система, зарегистрированная в установленном порядке в Государственном регистре информационных систем, посредством которой диспетчер такси или автомобильный перевозчик обеспечивают организацию и управление технологическим процессом выполнения автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси с использованием средств электросвязи и глобальной компьютерной сети Интернет и посредством которой может осуществляться оплата пассажирами выполненных автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси в соответствии с законодательством.
Владелец электронной информационной системы не является субъектом правоотношений, возникающих при организации и выполнении перевозок пассажиров автомобилями-такси.
24) Где должен храниться автомобиль-такси после окончания смены?
Согласно пункту 28 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 № 972 г. «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров» (далее – Правила автомобильных перевозок пассажиров), к выполнению автомобильных перевозок пассажиров могут допускаться автомобильные перевозчики, имеющие в том числе транспортные средства на праве собственности, хозяйственного ведения, аренды и иных законных основаниях, а также условия для их хранения, проведения технического обслуживания, контроля технического состояния.
В соответствии с пунктом 237 Правил автомобильных перевозок пассажиров автомобильный перевозчик должен обеспечить нахождение принадлежащих ему транспортных средств при межсменном хранении на специально предназначенных для этого охраняемых стоянках либо на территории иных организаций, оказывающих услуги по хранению транспортных средств (далее – обязанность по обеспечению условий хранения транспортного средства).
Указанные правовые предписания действуют с 1 июля 2008 года и не связаны с изданием Указа Президента Республики Беларусь от 25 января 2024 г. № 32 «Об автомобильных перевозках пассажиров».
Справочно: согласно статье 34 Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 313-З «О дорожном движении» в целях обеспечения безопасности дорожного движения юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие транспортные средства, самоходные машины, обязаны в том числе обеспечивать хранение принадлежащих им транспортных средств и самоходных машин вне пределов дорог (за исключением дорог необщего пользования).
Кроме того, законодательство допускает возможность автомобильных перевозчиков иметь транспортные средства не только в собственности, но и на иных законных основаниях. К таким законным основаниям можно отнести случаи, когда автомобильный перевозчик принимает к себе на работу водителя с его личным транспортным средством, при этом транспортное средство может быть передано перевозчику по договору аренды транспортного средства без экипажа.
В соответствии со статьей 613 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.
В соответствии со статьями 615 и 616 ГК арендатор в течение всего срока договора аренды обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта, арендатор своими силами осуществляет управление арендованным транспортным средством и его эксплуатацию, как коммерческую, так и техническую.
Таким образом, обязанность по обеспечению условий хранения транспортного средства, независимо от того на каком основании оно у автомобильного перевозчика находится, возложена на автомобильного перевозчика, а не его работника. Такая обязанность является одним из инструментов по обеспечению безопасности дорожного движения.
Кроме того, обязанность по обеспечению условий хранения арендованного транспортного средства лежит на автомобильном перевозчике-арендаторе транспортного средства и в случаях, когда водитель, являясь собственником и арендодателем транспортного средства, желая его использовать в нерабочее время для личных нужд, снял оформление и оставил хранить возле дома.
25) В приложении 1 к Приложение 1 к Указу Президента Республики Беларусь 25.01.2024 № 32 отсутствуют сведения о ставках государственной пошлины за включение в реестр сведений для автомобильных перевозчиков. Где можно получить данную информацию?
В соответствии с подпунктом 2.3 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 25 января 2024 г. № 32 «Об автомобильных перевозках пассажиров» порядок формирования и ведения государственного информационного ресурса «Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении» (далее – реестр) определяется Советом Министров Республики Беларусь.
Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь подготовлен проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 25 января 2024 г. № 32» (далее – проект постановления).
Проектом постановления утверждается Положение о государственном информационном ресурсе «Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении» (далее – проект Положения), главой 2 которого определен порядок формирования реестра.
Согласно пункту 6 главы 1 проекта Положения формирование реестра производится на основании заявлений путем включения в него сведений в соответствии с законодательством об административных процедурах.
Пунктом 7 главы 2 установлено, что при формировании Реестра для включения в него сведений, а также внесения изменений в указанные сведения заинтересованными лицами через единый портал электронных услуг в Транспортную инспекцию предоставляется заявление в виде электронного документа согласно регламенту соответствующей административной процедуры.
Включение в Реестр сведений об автомобильном перевозчике осуществляется при первичной подаче заявления на включение в Реестр используемого транспортного средства либо привлекаемого к перевозкам водителя путем указания им:
учетного номера плательщика;
контактных данных (номер телефона, e-mail);
фактического адреса нахождения;
режима работы субъекта хозяйствования по месту его государственной регистрации, указанному в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
используемых знаков обслуживания, товарных знаков (брендов);
наименования, номера свидетельства, даты государственной регистрации в Государственном регистре информационных систем и Государственном регистре информационных ресурсов используемых для самостоятельного приема и передачи заказов информационных систем и ресурсов;
номеров телефонов, используемых для самостоятельного приема и передачи заказов;
номеров, дат заключения, сроков действия договоров об оказании услуг диспетчера автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, договоров об оказании услуг диспетчера такси, учетных номеров плательщика таких диспетчеров, с которыми заключены договоры;
номеров, дат заключения, сроков действия договоров об оказании услуг по проведению предрейсовых и иных медицинских обследований водителей, учетного номера плательщика медицинского учреждения, с которым заключен договор (в случае не проведения предрейсового обследования водителей непосредственно автомобильным перевозчиком);
номеров, дат заключения, сроков действия договоров об оказании услуг по проведению контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию (в случае не проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств непосредственно автомобильным перевозчиком);
номеров, дат заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности автомобильного перевозчика перед пассажирами, сроков их действия (включая сроки оплаты страховых взносов).
Таким образом, заявление подается на безвозмездной основе, а госпошлина взымается только за включение в Реестр сведений о транспортных средствах и о водителях.
26) Можно ли продолжать осуществлять автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении (в том числе автомобилями-такси) без включения в реестр в период с 1 августа 2024 г. по 31 октября 2024 г.?
Включение в реестр сведений осуществляются Транспортной инспекцией на основании заявлений автомобильных перевозчиков
в период с 1 августа 2024 года по 31 октября 2024 года без уплаты государственной пошлины. При этом выполнение автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении без включения в реестр сведений до 31 октября 2024 года не запрещено.
27) Что делать, если выполняющий автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении перевозчик или владелец интернет-ресурса по бронированию таких поездок вносит граждан (потенциальных пассажиров) в «черный список», тем самым ограничивая гражданам возможность бронирования мест на поездки?
Согласно статье 396 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары (работы, услуги) не допускается.
В соответствии с пунктом 1 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972, бронирование места для проезда – предварительное резервирование места в транспортном средстве для автомобильной перевозки пассажиров в регулярном сообщении.
Статьей 24 Закона Республики Беларусь от 14 августа 2007 г.
№ 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закона № 278-З) установлено, что автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении выполняются по договору автомобильной перевозки пассажира, который в свою очередь является публичным.
Таким образом, нормативные правовые предписания, закрепленные статьей 396 ГК, пунктом 1 Правил, статьей 24 Закона № 278-З исключают возможность отказа перевозчика в заключении публичного договора на осуществление перевозки пассажира в регулярном сообщении, в том числе посредством бронирования места для проезда.
При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора должны применяться положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 415 ГК (в случае, если сторона, для которой в соответствии с данным Кодексом и иными актами законодательства заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор).
В связи с этим, в случае ограничения возможности бронирования мест для проезда при автомобильных перевозках пассажиров в регулярном сообщении (внесение в «черный список») гражданин вправе обратиться в досудебном порядке к субъектам хозяйствования (перевозчикам, владельцу ресурса используемого для бронирования), участвующим в заключении договора на его перевозку или в суд, в порядке, определенном гражданским
и гражданским процессуальным законодательством. При этом разрешение гражданско-правовых отношений не входит в компетенцию Транспортной инспекции.
28) Можно ли включить автомобиль в реестр, если он принадлежит физическому лицу?
Пунктом 28 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь
от 30 июня 2008 г. № 972, установлено, что к выполнению автомобильных перевозок пассажиров могут допускаться автомобильные перевозчики, имеющие транспортные средства на праве собственности, хозяйственного ведения, аренды и иных законных основаниях, а также условия для их хранения, проведения технического обслуживания, контроля технического состояния.
Исходя из норм Указа включение в реестр сведений о транспортных средствах осуществляется на основании заявлений автомобильных перевозчиков.
Таким образом, автомобильный перевозчик сможет включить в реестр информацию о транспортных средствах, только находящихся у него на праве собственности, хозяйственного ведения, аренды и иных законных основаниях. В иных случаях включение в реестр таких сведений невозможно.
29) Предоставьте альтернативный способ внесения сведений в Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении в случае отсутствия компьютера и (или) соответствующих навыков пользования электронными системами.
Указ Президента Республики Беларусь от 25 января 2024 г. № 32 «Об автомобильных перевозках пассажиров» предусматривает создание государственного информационного ресурса «Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении», в который согласно части второй пункта 1 данного Указа включаются сведения об автомобильных перевозчиках, о транспортных средствах (автобусах, легковых автомобилях, автомобилях-такси), о водителях транспортных средств, выполняющих автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении, а также о диспетчерах автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении и диспетчерах такси.
Вместе с тем, Указом № 32 установлено, что Реестр размещается в глобальной компьютерной сети Интернет.
Пунктом 4 Положения о государственном информационном ресурсе «Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 августа 2024 г. № 565 установлено, что для каждого заинтересованного лица в реестре создается личный кабинет пользователя, вход в который осуществляется с использованием личного ключа электронной цифровой подписи, сертификат соответствующего открытого ключа которого издан республиканским удостоверяющим центром Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь.
В соответствии с пунктом 6 Положения, для включения в реестр сведений заинтересованные лица представляют в электронной форме в Транспортную инспекцию заявление о включении в реестр сведений согласно пунктам 7 - 10 настоящего Положения.
Так, законодательством определен единый способ формирования Реестра и включения в него сведений, а также внесения изменений
в указанные сведения заинтересованными лицами, посредством предоставления в Транспортную инспекцию через единый портал электронных услуг «Е-Паслуга» заявления, в виде электронного документа, согласно регламенту соответствующей административной процедуры. Информация по услугам с кодом 548.5.34. размещена в открытом доступе в разделе «ГАИ, транспорт» портала по ссылке:
https://e-pasluga.by/services/gai-transport.
Учитывая вышеизложенное, предоставление альтернативного способа подачи заявления для включения в Реестр сведений, невозможно.